• Групповая терапия в формате групп-анализа как эффективный вид психологической помощи

    Если вы хотите попробовать над вашими проблемами, над внутренними изменениями, разобраться в себе и своих отношениях - могу предложить вам участие в одной из групп, которые я веду очно, или подумать об участии в онлайн-группы, которую я планирую запустить.
    Это обзорная статья по общим принципам групп-аналитической психотерапии. Но "теория" зачастую отличается от "практики", и рассказать о том, что происходит в процессе работы в группе в рамках короткой статьи достаточно сложно, поэтому - "проще - попробовать на собственном опыте".

    Групповая психотерапия (групповая терапия), групп-аналитическая психотерапия или групп-анализ — один из достаточно широко используемых методов групповой психотерапии, сочетающий в себе как преимущества групповой психотерапии, так и психоаналитический/психодинамический подход к осознанию психологических механизмов, действующих во внутреннем мире человека и влияющих на его взаимодействие с окружающими. При этом техники групповой психотерапии и психоаналитической психотерапии благодаря их сочетанию взаимоусиливают свой терапевтический эффект. Психотерапевтическая группа может помочь решить проблемы общения, проблемы взаимоотношений с другими людьми, помочь развить навыки общения и помочь лучше понимать групповое взаимодействие в естественных коллективах (то есть уже за пределами психотерапевтической группы).

    Групп-аналитическая теория дополняется знаниями из областей «наук о человеческом взаимодействии», таких как теория (семейных) систем, социология и различные социальные теории, психология развития, семейная психология и др. Но это не просто развитие навыков общения, в психотерапевтической группе групп-аналитического формата вы можете исследовать те базовые принципы вашего "обычного" группового взаимодействия, понять, на каких принципах строятся ваши собственные навыки общения, как они формировались и как в настоящее время влияют на вас, приводя к наличию в вашей жизни как проблем общения вообще - так и проблем построения взаимоотношений со значимыми для вас людьми в частности.

    В определённой степени групповая психотерапия - и психотерапевтическая группа может функционировать как в некотором роде «модель общества, социума для изучения взаимоотношений», «мир в миниатюре». Постепенно в процессе работы группы в ней начинают отражаться основные закономерности принципов, «рисунка» вашего общения с другими людьми. В процессе групповой психотерапии в течении каждой встречи участники терапевтической группы могут общаются друг с другом, они делятся с другими участниками группы тем, что является для них важным и значимым в настоящий момент их жизни. В групп-аналитической психотерапии все члены группы являются своего рода «психотерапевтами» друг для друга и в то же время полноценными участниками всего терапевтического процесса. Каждый участник должен старается анализировать в первую очередь самого себя, свои эмоции и переживания, собственные проблемы общения и проблемы взаимоотношений, используя внутригрупповые коммуникации. В групповой психотерапии очень важно в процессе работы не вешать ярлыки на других участников психотерапевтической группы. Человек узнает себя, отражение своей жизненной ситуации в процессе этой работы в значительно большей степени, нежели других участников психотерапевтической группы – конечно, если работа в рамках групповой терапии грамотно организована ведущим данной терапевтической группы. Психотерапевтическая группа - да и задача самой групповой работы в групп-анализе – не заставить всех участников «копаться в чужих душах» ради какой-то неизвестной причины, а потенциировать использование бессознательного всех членов группы - для того, чтобы лучше понять и проанализировать каждому участнику терапевтической группы себя самого. Это приводит к развитию навыков общения, умению фокусировать своё внимание на проблемах взаимоотношений и решать эти проблемы - своевременно и естественным образом.

    Иными словами достаточно верным будет утверждение, что в психотерапевтической группе воспроизводятся две главные проблемы социальной жизни пациента: проблемы взаимоотношений из-за отсутствия или особенностей навыков общения человека с другими людьми его близкого круга и с окружающими его людьми в целом. В какой-то степени эти проблемы можно символически сравнить с проблемами ребенка, который налаживает взаимоотношения с окружающим его миром, решает проблемы общения и проблемы взаимоотношений, занимаясь развитием навыков общения с окружающими. Только у малыша это происходит в процессе взаимоотношений со своей матерью (как с реальным человеком, так и с символическим объектом собственного внутреннего мира), а позже приспосабливающегося к ситуации эдипальной триангуляции (ситуации «появления третьего») и к существованию отца, его присутствию, статусу и значению. А в групп-анализе, в групповой психотерапии такое научение происходит через групповое взаимодействие в психотерапевтической группе.

    Один из известных групп-аналитиков Зигфрид Генрих Фулкс (S. H. Foulkes) цель групп-аналитической психотерапевтической работы формулировал таким образом:
    «Мы не ставим своей целью произвести изменения в пациенте согласно нашим личным представлениям об образе так называемого нормального человека или сделать участника групповой терапии идеально функционирующим в окружающей его культуре. Мы только лишь хотим сделать пациента в достаточной степени свободным от тех сил, которые на настоящее время вредят развитию его личности или собственным истокам развития его потенциаа. Говоря другими словами, мы хотим помочь освободить внутреннюю психическую жизнь пациента от того, что порой так мешает его собственному развитию, развитию навыков общения и изменению - то есть освободить его от внутренних блоков, проблем общения и проблем взаимоотношений. В этом смысле групп-аналитическая психотерапия является в некотором смысле "обучением человека"».
    В групп-аналитической группе никто никого не воспитывает и не заставляет что-то понимать. Это специальное общение на порой достаточно казалось бы нейтральные темы, где сам процесс «изучения и познания самого себя» организуется и запускается самими рамками группового формата работы, но в дальнейшем происходит индивидуально. То есть каждый участник группы берёт от этой работы «столько, сколько необходимо именно ему», порой другие участники об этом могут и не догадываться, что у кого-то уже вовсю идет «работа со своим внутренним миром, работа по изменению своей личности».

    Ведущий психотерапевтической группы достаточно мало участвует в процессе общения. Его роль скорее сродни роли дирижёра в оркестре – и в первую очередь она заключается в расстановке правильных акцентов и обращении к тем бессознательным процессам, влияющим на взаимодействие между членами группы, которые проявляются в проблемах общения и взаимоотношений между участниками. То есть функции ведущего в первую очередь заключаются в отслеживании бессознательных смыслов того, о чем введут речь, «о чём взаимодействуют между собой» участники, в чём же заключаются проблемы их взаимоотношений. На основании этой информации, наблюдаемой и получаемой в процессе группового взаимодействия ведущий может формировать «взгляд со стороны», которым в подходящие моменты делится с группой. Эти интерпретации становятся основой для того, чтобы участники группы могли по-другому взглянуть на особенности своего своих взаимоотношений в группе, своего отношения к себе и к окружающим людям, на проблемы общения и на проблемы взаимоотношений с другими.

    Считается, что наиболее эффективен групп-анализ при работе с невротическими и психосоматическими расстройствами, нарушениями взаимоотношений и коммуникации, с различными посттравматическими психологическими проявлениями, с депрессией, с проблемами общения, агрессии, сексуальности, проблемами взаимоотношения с близкими, тех или иных форм зависимого поведения или созависимости, суицидального поведения. В случае если вы столкнулись со сложными жизненными обстоятельствами или с ситуацией социальной изоляцией, группа может стать для вас хорошим источником поддержки и помочь вам разобраться в себе и научиться разбираться в людях.

    В общий список могут быть внесен достаточно большой перечень показаний, например - исследование личностных ресурсов участников; снижение тревожности, работа со страхами; снижение проявлений депрессии; снижение внушаемости, конформизма; нормализация критичности – к себе, окружающим, к тем или иным ситуациям; снижение излишней конфликтности и деструктивности в поведении; общее развитие навыков общения с людьми; развитие навыков общения в критических жизненных ситуациях; развитие стрессоустойчивости; развитие навыков управления своим временем и навыков саморегуляции. И в принципе этот список можно было бы продолжать достаточно долго, ведь по сути групп-анализ помогает людям учиться справляться и решать практически любые психологические проблемы, в этом и заключается универсальность этого метода.

    Длительность групповой психотерапии вообще и групп-аналитической психотерапии в том числе в среднем занимает от 1 до 3 лет. Но так как в первую очередь важно, чтобы человек мог «взять для себя столько, сколько необходимо именно ему в его конкретной ситуации» продолжительность участия в группе может варьироваться.

    Количество участников групп-аналитической психотерапевтической группы как правило не превышает более 10 участников. Работает как правило либо в закрытом формате, когда состав участников группы постоянен и не меняется от начала до окончания группы, либо в так называемом полу-открытом формате, когда состав участников группы достаточно постоянен, и появление новых участников и выход из группы подчиняется определённым правилам, которые оговариваются ведущим группы. Возможен выход участника из группы по достижении им поставленных перед самим собой целей, и в таком случае на его место могут приходить новые участники. Таким образом, можно сказать, что группа в рамках течения групповой терапии будет постепенно обновляться, но каого-то массового одномоментного прихода или ухода людей из группы происходить в норме не должно. Такой формат работы групповой терапии позволяет сформировать взаимные отношения с каждым из участников группы и с каждой встречей по мере продвижения психотерапии постепенно повышать уровень доверия к группе как к целому коллективу.

    Для эффективной работы группы важно, чтобы участники группы могли придерживаться определённых правил. Некоторые из правил являются первостепенными и обязательными, другие могут меняться в той или иной группе. В любом случае все правила могут обсуждаться, недаром группа является тем местом, где можно обсуждать все проблемы, в том числе и самые сложные и казалось бы «необсуждаемые».

    К принципиально важным для групп-анализа правилам имеет смысл отнести следующее:

    1. Правило конфиденциальности заключается в следующем: вы не должны говорить за пределами группы о том, что слышали на групповой терапии от её участников. Вся информация личного характера, приносимая участниками группы должна обсуждаться только в рамках группы.
    2. Правило абстиненции – запрет на общение участников группы пределами её границ. Любые отношения личного или какого-либо делового характера между теми или иными участниками группы должны максимально исключаться и не поддерживаться. Желательно по возможности не пересекаться с участниками группы вне помещения, где проходит групп-анализ , если же всё-таки такое произошло, то чрезвычайно важно не затрагивать в этом общении события, происходящие на группе. Точно такое же ограничение распространяется на общение между ведущим группы и участниками (за исключением отдельных критических ситуаций).
    3. Правило запрета на отреагирование действием – всё должно обсуждаться исключительно на словах. Если вам хочется что-то сделать, то это желание проговаривается, но не реализуется. Также желательно отключать мобильные телефоны, не выходить из кабинета в течении встречи, не принимать пищу и т.д.

    Также немаловажно по возможности придерживаться и других правил работы в группе:

    Правило эмоциональной открытости
    Если участник чувствует или думает что-то «здесь и сейчас», то желательно по возможности озвучивать группе свои переживания. Выразить, сделать достоянием группового опыта.

    Правило «здесь и сейчас»
    Главное то, что вы испытываете прямо сейчас в группе. Для работы групповой терапии важны актуальные переживания, так как они могут являться ключом к изменению – как вашего, так и других участников.

    Правило «СТОП»
    Всегда можно не говорить о том, о чем больно говорить. Если по каким-то причинам чьи-то слова вас сильно эмоционально задевают, то вы можете сказать «стоп». В таком случае может быть продолжено обсуждение – «почему вам не хочется говорить об этом» - без обсуждения этой болезненной для вас темы самой по себе. Такое переживание тоже может становится частью группового опыта, пониманием взаимодействия в группе.

    Правило «Я - высказывания»
    Все сказанное должно быть от своего имени. Только говоря от себя можно говорить правдиво о собственных мыслях, чувствах.

    Правило «круга»
    Групп-аналитическая группа, как и любая групповая терапия - организуется в виде круга, где каждый участник может видеть другого, что создаёт равное положение относительно других.

    Правило участия
    Все участники психотерапевтической группы равны в своих правах, нет «главных», «наблюдателей», «оценщиков» и т.д.

    Правило «отсутствия прямых советов»
    Желательно по возможности не давать прямые советы. Совет – это ваш личный способ действия, он может не подходить для другого человека. Совет может восприниматься по разному, в том числе может быть воспринят как ограничение свободы личности и вызывать неосознаваемую агрессию по отношению к советчику.

    Правило личного вклада
    Больше проявляйте личную активность. Это важно в первую очередь для вас, ведь недаром групп-аналитическую группу называют группа личностного роста. Ведь чем больше вашего участия – тем больше вы получаете обратной связи – и тем больше опыта и пользы от групповой теоапии для вас. Как результат – больше возможностей для вашего личностного роста. В итоге такое активное личностное взаимодействие даёт больше опыта для групповой терапии - и для всей группы.

    Правило постоянства
    Встречи по возможности не стоит пропускать. Ведь групповая терапия придаёт значение вкладу каждого участника в работу группы.

    Правило запрета на оценочные высказывания
    Оценка поступков других членов группы очень легко может восприниматься как ограничение их личностной свободы. Это часто порождает тревогу других, может в результате привести к закрытости отдельных участников группы, к стремлению поступать исходя из принципа «социальной желательности поведения».

    Правило искренности
    В группе личностного роста важно говорить только о реальных чувствах, а не о тех, которые бы бы чем-то выгодны - например могли бы обидеть, успокоить, оправдать других участников психотерапевтической группы. Давая другому участнику в чём-то не совсем искреннюю, искаженную обратную связь – можно слишком легко создать какое-то ошибочное мнение о себе; да и складывающееся в таких условиях ваше мнение о других участниках групповой терапии также может быть ошибочным.

    Правило личной ответственности
    Весьма важно понимать, что все то, что происходит с человеком в групповой терапии – является в первую очередь следствием его собственной активности и находится под его собственной ответственностью. Говорить можно и нужно всё, но также необходимо учиться брать на себя ответственность за свои слова. Все что делает участник группы личностного роста в групповой терапии – это его собственный и добровольный выбор, за который он несет сам ответственность как перед самим собой, так и перед терапевтической группой.

    Правило инициативы участников
    Терапевтическая группа позволяет обсуждать любую тему из запроса присутствующих участников группы, причем первой будет наиболее актуальная для большинства участников группы. В первую очередь в групповой терапии разбираются жизненно важные и наиболее остры едля участников группы вопросы.

    Групповая терапия функционирует таким образом, что как правило первые результаты от работы в группе участники начинают замечать примерно после 4-6 встреч, когда уже происходит первоначальное знакомство с остальными участниками и постепенно появляется и укрепляется ощущение своего личного пространства в группе и границ внутри группового взаимодействия. Вы начнете замечать то, как ваше собственное отношение к самому себе и окружающему вас миру постепенно воссоздает вокруг вас как раз те проблемы, которые на самом деле и привели вас в группу. Также вы сможете получить обратную связь от других участников терапевтической группы о том, каким образом с их точки зрения вы проявляете себя в межличностном общении. И возможно именно это и поможет вам при желании начать изменять ваше общение и те принципы, на которых оно строится - за пределами группы.

    Работа в группе совместима с индивидуальной работой с психологом. Но желательно в течение первых месяцев работы в группе по возможности воздержаться от посещения других видов психологической работы.

    Пётр Юрьевич Лизяев




    Если вам понравился этот материал - дайте возможность ознакомиться с ним другим людям, например - поделитесь ссылкой на него со знакомыми, в социальных сетях или на других сайтах / форумах.
    Таким образом вы сможете выразить вашу благодарность и помочь этому проекту.
    Прямой перепост, особенно без указания активной ссылки на источник - запрещён.



    Рейтинг@Mail.ru