• Депрессивная позиция и эдипальная ситуация не заканчиваются никогда

    Иногда в процессе горевания близость матери и ребёнка могут приводить к слиянию - вместо помощи в "разделении" в диаде мать-дитя
    Очень часто приходится слышать какие-то весьма «дикие» фантазии о «Эдиповом комплексе» не только от людей, не обременённых психологическими знаниями, но и от «специалистов», считающих себя экспертами в сфере человеческой психики и человеческих взаимоотношений.
    Важно понимать, что «Эдипов комплекс» - это отнюдь не «комплекс» в смысле какой-то «закомплексованности», а не более чем «психологическое новообразование», «период, стадия развития психики ребёнка», через который проходят все люди, «сумевшие стать взрослыми».
    И эдипова ситуация, и более ранняя депрессивная позиция никогда не заканчиваются, но требуют переработки в каждой новой жизненной ситуации, на каждой стадии развития, и каждый раз это значительно пополняет опыт или знания.

    В мире науки влияние нового знания, выходящего за пределы нашего прежнего взгляда на вещи, поначалу разрушительно, необходимы исследования, отказ от некоторого существующего порядка - интеграция нового требует изменения нашего мировоззрения. И это вызывает у нас враждебность, так как угрожает нашей безопасности, бросает вызов нашим притязаниям на всезнание, обнаруживает наше невежество и ощущение собственной беспомощности, а также высвобождает нашу скрытую ненависть ко всему новому или незнакомому - ко всему, что мы не рассматриваем как некое продолжение нас самих или что не заключено в привычные границы нашего привычного "психического ландшафта". И в эти моменты мы снова оказываемся в том же состоянии, что и младенец в депрессивной позиции, «горюющей» о «своей матери, вышедшей в соседнюю комнату» - но по его ощущениям «возможно оставившей его таким образом навсегда».

    Депрессивная позиция неизбежно и естественно возникает в младенчестве как результат развития способностей младенца воспринимать, узнавать, помнить, определять своё местонахождение и предвосхищать события. Это не просто расширение осведомлённости и знания – это разрушение существующего «психического микромира младенца». То, что раньше было отдельными мирами - безвременное блаженство в одной идеальной вселенной и ужас и преследование в другой альтернативной «плохой» вселенной – сейчас оказывается единым миром. И у этих противоположенных переживаний одно начало. Источник всего хорошего, что любят в фантазии как «идеальную грудь», оказывается тем же объектом, что и «ненавистная и плохая» грудь, воспринимавшаяся прежде как источник всего плохого, как сущность зла. И тогда утрачивается невинность в двух значениях этого слова. Во-первых в нас больше нет невинности неведения – ведь вкусив от дерева познания, мы больше не можем оставаться в раю. И во-вторых мы утратили невинность в том смысле, что стали способны чувствовать вину, поскольку теперь мы знаем, что порой мы ненавидим то, что очень любим и считаем хорошим.

    Мелани Кляйн связала отказ от чего-то во внешнем мире, (как это например происходит при отнятии от груди) с процессом скорби. Этот процесс, который требует от нас отрешиться от надежды найти в материальном мире воплощение мира идеального и признать различие между притязанием и возможностью, между психическим и физическим. Она видела это как процесс повторяющегося ожидания чего-то и обнаружения, что этого нет. Она считала, что таков способ отказа от объекта в физическом мире и одновременно установления его в психическом, или внутреннем мире.
    Существенной составляющей депрессивной позиции является растущее ощущение имеющихся различий между собой и объектом и между реальным и идеальным объектами.

    Ханна Сигал предположила, что именно неспособность осуществлять эти различия приводит к неспособности символизировать и к созданию «символических равенств», то есть к ощущению, что символический объект и настоящий объект - это одно и то же.
    Фрейд по сути подразумевал нечто подобное в том, что все последующие любовные отношения как будто являются отношениями с первичным эдиповым объектом. Как в депрессивной позиции необходим отказ от идеи постоянного обладания, так же оказываясь лицом к лицу с родительскими отношениями, необходимо отказаться от идеала единоличного обладания желаемым родителей.
    Это происходит, когда «единая родительская фигура» - «комбинированный родитель» начинает разделяться и для младенца происходит появление «третьего». Для этого важны достаточно хорошие отношения матери и младенца как контейнера и контейнируемого. При хороших («сотрапезных») отношениях между контейнером и контейнируемым два объекта «делят третий с выгодой для всех троих», А плохие же («паразитические») отношения в свою очередь «производят третьего, разрушительного для всех троих».
    Когда младенец чувствует, что его атакуют чувства, с которыми он не может справиться, у него есть фантазии о том, чтобы эвакуировать их в свой первичный объект, в мать. Если она способна понять и принять чувства своего малыша и при этом её собственное равновесие не слишком нарушится, это означает, что она может контейнировать чувства и вести себя с ребёнком так, что это превращает трудные чувства в более приемлемые для него. И тогда он может вновь позволить ей вернуть их себе в том виде, в каком ему легче с ними справиться.

    Фантазия о "романе" с одним из родителей, особенно будучи подогреваемой самим родителем в действиях и поддержании сверхблизкой дистанции - может стать попыткой отрицать реальность родительских (сексуальных) отношений, «реальность разницы поколений». Если это отрицание грозит индивиду разрывом связи с реальностью, то не исключено сохранение «романа» посредством отщепления и помещения его в мыслительную зону, защищённую от реальности и сохраняемую в «психической резервации». Эта резервация в качестве возможной зоны мечтаний или т.н. мастурбационных фантазий может стать местом, где некоторые люди проводят большую часть своей жизни, и в этом случае их отношения во внешнем мире используются лишь для разыгрываний драмы, чтобы придать видимость реальности своим фантазиям, лишенным «психической реальности». У некоторых людей эта психическая резервация может сохраняться в виде островка деятельности – например перверсии, в достаточной степени изолированной от основной жизни индивида.

    Поэтому очень важно, чтобы ребёнок – естественно при помощи «значимого взрослого» учился бы «переживать печаль», «скорбеть» и делать «процесс горевания» в достаточной степени переносимым, чтобы он мог бы «отгоревать» постепенное изменение в дистанции в отношениях между собой и «значимыми объектами» - «родительскими фигурами» - и «принять» те границы и тех «разделителей» (в частности – «символического третьего») – которые всегда присутствуют в мире «реальной реальности».

    Пётр Юрьевич Лизяев



    Если вам понравился этот материал - дайте возможность ознакомиться с ним другим людям, например - поделитесь ссылкой на него со знакомыми, в социальных сетях или на других сайтах / форумах.
    Таким образом вы сможете выразить вашу благодарность и помочь этому проекту.
    Прямой перепост, особенно без указания активной ссылки на источник - запрещён.



    Комментарии 3 Комментарии
    1. Аватар для Elenka
      Elenka -
      Цитата Сообщение от psy-therapist Посмотреть сообщение
      и в этом случае их отношения во внешнем мире используются лишь для разыгрываний драмы, чтобы придать видимость реальности своим фантазиям, лишенным «психической реальности»
      интересно, кем используются их отношения? или правильнее сказать, что эти люди вступают в отношения лишь для разыгрывания собственной драмы, чтобы наполнить новым содержанием этот самый эдипов комплекс?
      ***

      Цитата Сообщение от psy-therapist Посмотреть сообщение
      У некоторых людей эта психическая резервация может сохраняться в виде островка деятельности – например перверсии, в достаточной степени изолированной от основной жизни индивида.
      все же непонятно сочетание и сосуществование слов "деятельности" и "перверсии"...я понимаю, когда перверсия включена в сексуальную жизнь...
      Цитата Сообщение от psy-therapist Посмотреть сообщение
      И эдипова ситуация, и более ранняя депрессивная позиция никогда не заканчиваются, но требуют переработки в каждой новой жизненной ситуации, на каждой стадии развития, и каждый раз это значительно пополняет опыт или знания.
      Эта музыка будет вечной.
    1. Аватар для Elenka
      Elenka -
      Цитата Сообщение от psy-therapist Посмотреть сообщение
      В мире науки влияние нового знания, выходящего за пределы нашего прежнего взгляда на вещи, поначалу разрушительно, необходимы исследования, отказ от некоторого существующего порядка - интеграция нового требует изменения нашего мировоззрения. И это вызывает у нас враждебность, так как угрожает нашей безопасности, бросает вызов нашим притязаниям на всезнание, обнаруживает наше невежество и ощущение собственной беспомощности, а также высвобождает нашу скрытую ненависть ко всему новому или незнакомому - ко всему, что мы не рассматриваем как некое продолжение нас самих или что не заключено в привычные границы нашего привычного "психического ландшафта". И в эти моменты мы снова оказываемся в том же состоянии, что и младенец в депрессивной позиции, «горюющей» о «своей матери, вышедшей в соседнюю комнату» - но по его ощущениям «возможно оставившей его таким образом навсегда».
      Я вот думаю, сколько нужно провести исследований, чтобы очень уверенно объяснять откуда ноги растут у той или иной патологии. Мне кажется, важно не это... А то чего хочет клиент. И он уцепится за любое объяснение, которое подходит ему.

      У некоторых людей эта психическая резервация может сохраняться в виде островка деятельности – например перверсии, в достаточной степени изолированной от основной жизни индивида.
      Что-то меня потянуло как сделать так, чтобы лучше зазвучало... сорри
      У некоторых людей можно наблюдать эту психическую резервацию, которая сохраняется в виде островка и проявляет активность например, в качестве перверсии, и в достаточной степени изолирована от основной жизни индивида.
    1. Аватар для Elenka
      Elenka -
      Цитата Сообщение от Elenka Посмотреть сообщение
      У некоторых людей можно наблюдать эту психическую резервацию, которая сохраняется в виде островка и проявляет активность например, в качестве перверсии, и в достаточной степени изолирована от основной жизни индивида.
      Не, тоже плохо.
      ***
      У некоторых людей можно наблюдать данную психическую резервацию, которая сохраняется в виде островка и проявляется, например, в качестве перверсии, и в достаточной степени изолирована от основной жизни индивида.
    Рейтинг@Mail.ru