• Психоанализ как лифт в элиту

    Что такое психоанализ? Работа с психологом-психоаналитиком есть занятие элитарное - или же это путь, помогающий приблизиться к высшему обществу?
    Недаром бытует достаточно часто звучащее мнение, что психоанализ является занятием по сути элитарным. Но, как известно, «частое» - не значит «верное». И значит ли это, что помощь психоаналитика и часы, проведённые на кушетке нужны только какому-то очень узкому кругу людей, по достоинству называющих себя настоящей элитой? Или всё-таки работа с психологом-психоаналитиком, исследование своих чувств, механизмов (принципов работы) собственной психики и осознание скрытых внутренних конфликтов в рамках психоанализа или психоаналитической психотерапии является определённым ускоренным способом прийти к тому, к чему в некоторых династиях шли на протяжении поколений? Зачем вообще нужен психологический анализ?

    Об элите и элитности

    В человеческом обществе, если не брать в расчет самые его примитивные формы, практически всегда существовало деление на сословия. Боле высокое по социальному рангу сословие – элита. И естественным образом большинство членов общества хочет попасть в более высокий ранг – или желают этого своему потомству. То есть «элитность» (или «элитарность», спор о тонкостях терминологии можно оставить филологам) – это есть по сути вполне нормальное «стремление быть лучше, достойнее».

    И в нормальных условиях социально-экономическая статусность – это скорее следствие элитарности, а не её причина. История достаточно чётко показывает, что на волне смут и революций в так называемую «элиту» могли попадать люди по сути случайные – но долго они (или их прямые наследники) в элите не удерживались. Даже на примере современной советской или российской истории можно можно вспомнить немало случаев, когда дети «выдающихся деятелей», «достигших вершин властных структур» в результате сложных «игр» - заканчивали свои последние дни в нищете и забвении, порой вдали от своей родины.

    Само по себе понятие «элитарности» к сожалению достаточно размыто. Но можно с уверенностью сказать, что принадлежность к элите подразумевает более высокий уровень интеллектуального, духовного, внутреннего развития, осознание сигналов внутреннего мира и собственных чувств – и умение со всем этим управляться. Интересно, что именно к такому гармоничному развитию помогает подойти работа с психологом-психоаналитиком. И это всё то, что отличает человека в современном понимании интеллигентного. В таком человеке мы как правило с лёгкостью отмечаем и ту самую критичность мышления и живость ума, и хорошую образовательную базу, и наличие мировоззренческой установки (которая впрочем может меняться). Пожалуй вышеперечисленное входит в минимально необходимый, но отнюдь не обязательно достаточный набор того, что позволяет говорить о человеке как об интеллигенте.

    Но само по себе механистическое заучивание тех или иных предметов или дисциплин, овладение навыками создаёт в длительной перспективе в самом лучшем случае лишь внешнее подобие элитности, интеллигентности. Недаром так много смеха вызывают пародийные образы персонажей, желающих или даже требующих причислять себя к элите лишь благодаря стремительным финансовым взлётам.

    «Настоящий джентельмен непременно должен…

    Психоанализ - это занятие для настоящих джентельменов!…уметь играть в крикет.» И ещё много чего должен уметь. И список того, что «должен» «уметь» человек, желающий причислять себя к интеллигенции, достаточно велик. И порой родители, пытаясь «дать самое лучшее своему ребёнку», чтобы по сути «немного повысить, улучшить его сословность», тратят немало времени и средств как на преподавателей «формальных» дисциплин, (русский язык, иностранные языки, математика, физика, химия и др.) так и на более абстрактные формы человеческих интересов.

    Причём по моим наблюдениям, за последние 20 лет произошло очень много изменений. Если раньше, во времена СССР среднестатистические московские дети – «имели возможность ходить в кружок или секцию – и эпизодически такой возможностью пользовались», то сейчас очень часто родители, как правило либо мамы, либо бабушки-дедушки – целенаправленно водят ребёнка на несколько видов «активности» одновременно. Это могут быть и спортивные секции, и театральные кружки, и виды «развивающих» активностей в различных «художественных», «творческих», «самовыразительных» сферах. То есть попросту говоря – «очень сильно увеличилось желание родителей дать своему ребёнку больше элитарности».

    Зоопсихология и психоанализ

    Интересный факт из области зоопсихологии. Принято считать, что «психологически» представители отряда грызунов «значительно более развиты» - чем эволюционно более казалось бы высокие представители семейства кошачьих, обладающие ко всему прочему значительно большим объёмом головного мозга. Дело в том, что на более высокую ступень психологического развития мышей перед кошками ставит наличие абстрактных игр. Игры же кошачьих – не являются «игрой», скорее – тренировкой охотничьих навыков. Поэтому и для человека очень важным является овладевание различными абстрактными видами деятельности, «овладевание абстрактными играми». Ещё одним уровнем «абстракции» «от предметов» - являются «смыслы», - «слова». А ничто иное как именно психоанализ, работа с психоаналитиком – учат «играть со словами и понятиями» - не просто «жонглируя» абстракциями – а соотнося их с реальными сигналами внутреннего мира человека, то есть – с его чувствами.

    Психоанализ как понимание смысла «делания»

    Ребёнку как правило непросто понять, почему же ему нужно ходить после садика или школы и на рисование, и на музыку, и на пение, и на танцы, и на спорт, и к преподавателям двух разных иностранных языков. Родители сами зачастую не могут объяснить это не то что ребёнку, но порой и самим себе. Часто можно услышать – «ну другие водят – значит и мы будем водить».

    Та же самая ситуация распространяется и на взрослого человека. В современном обществе много возможностей для саморазвития, причём не только в крупных городах. Человек – «существо творческое», ищущее чего-то новое и интересное. И как правило бессознательный выбор активностей всегда обладает определённой логикой. Так к примеру очень часто изучать иностранные языки идут люди, сталкивающиеся с проблемами коммуникации с «обычными» людьми в своём (потенциальном) окружении. Но стоит ли тратить время на изучение иностранного языка лишь для того, чтобы более свободно общаться на родном с коллегами по работе во время воскресного пикника? Психоаналитическая работа с психологом, исследование своих потребностей и бессознательных конфликтов помогает понять, «для чего я делаю то, что я делаю». Ведь выучить иностранный язык дело конечно однозначно полезное, но если первичная цель другая, то и достичь её можно более эффективно и быстро. А оставшееся свободное время потратить на более эффективное и быстрое изучение того же иностранного языка.

    То есть человек по своей сути «существо ищущее». Но очень важно понимать – на что именно направлен поиск, чтобы не тратить своё время и силы зря, забивая свою голову и занимая своё время малоосмысленной деятельностью. А «понимание внутренних потребностей» - это вновь вопрос «анализа того, что происходит внутри» - то есть психоанализа.

    Психоанализ и внутренние конфликты

    Значительно с моей точки зрения более сложной и опасной проблемой является потенциальное, я бы даже сказал – «экспотенциальное» – увеличение количества внутренних конфликтов у человека, внутренне развивающегося. Ведь ничто не портит жизнь так, как бессознательный внутренний конфликт. А в современном – «индустриальном» обществе, где постоянно происходит увеличения количества взаимосвязей с другими людьми, где происходит концентрация огромного количества людей на одной территории – человеку приходится сталкиваться с большим количеством нового. И как правило всё это «новое» оказывается крайне противоречивым, по сути дающим противоречивые «предписания». Как не запутаться во всём этом? Как разложить по полочкам,? В этом к сожалению не может помочь ни один «учитель», ведь каждый раз приходится сталкиваться с чем-то новым. И возникает необходимость не «механическому научению» (навыкам) – а «научению процессу самообучения и самоисследования, то есть то, чему человек в определённой степени «обучается» в рамках психоаналитической работы или в психоаналитической психотерапии, в регулярных встречах с психологом-психоаналитиком.

    Ведь процесс психоанализа, «исследования внутреннего мира» - по завершению работы с психоаналитиком не завершается, а продолжается в качестве зрелого внутреннего постоянного самоанализа. Но это конечно же касается ситуаций завершённой качественной психоаналитической работы, не стоит ожидать, что «одна встреча с психоаналитиком моментально изменит к лучшему всю вашу жизнь. Серьёзные изменения, серёзные результаты – требуют серьёзной и вдумчивой работы, и хочется пожелать успехов тем, кто в такую психоаналитическую работу включается.

    Пётр Юрьевич Лизяев



    Если вам понравился этот материал - дайте возможность ознакомиться с ним другим людям, например - поделитесь ссылкой на него со знакомыми, в социальных сетях или на других сайтах / форумах.
    Таким образом вы сможете выразить вашу благодарность и помочь этому проекту.
    Прямой перепост, особенно без указания активной ссылки на источник - запрещён.



    Комментарии 5 Комментарии
    1. Аватар для пятница
      пятница -
      Может быть, вместо Я - ЭЛИТНЫЙ достаточно Я НЕ ТАКОЙ?
    1. Аватар для psy-therapist
      psy-therapist -
      "Я-не-такой" - может быть "лучше" - или "хуже".
      Важно, чтобы люди понимали, "что такое хорошо а что такое плохо" с точки зрения логики и реальности, а не зомбирования и морализаторства - и умели ценить в себе то, что "хорошее" и не выпячивали "плохое".
      А для современной, "путинской" (или - "постпутинской") России - это большая проблема. Ведь активная работа машины пропаганды, "общественного зомбирования" дала невообразимые результаты, когда "зло" возведено в ранг добродетели а "правда" представляется "опасным злом".
    1. Аватар для пятница
      пятница -
      А если для многих и есть реальность - Путин. И потом, если не выпячивать что-то, тогда - в бессознательное его загонять?
    1. Аватар для psy-therapist
      psy-therapist -
      Цитата Сообщение от пятница Посмотреть сообщение
      А если для многих и есть реальность - Путин.
      "А в моём мире живут только понни! они питаются радугой и какают бабочками..." (с) Хортон

      Вообщем-то - "жизнь в дополнительной реальности" не освобождает от того, что рано или поздно придётся столкнуться с проблемами "реальной реальности".
    1. Аватар для пятница
      пятница -
      Соблазните меня реальной и я расстанусь с дополнительной
    Рейтинг@Mail.ru