RSS лента

Тигриный край

Сизифов труд

Оценить эту запись
К счастью, человек рождается глупым. Он не знает, что в мире столько всего, чего он не умеет, так что вероятность ошибки, что он что-то сделает неправильно, близка к единице. Поэтому он в детстве невозмутимо и бесстрашно действует, совершая ошибки направо и налево, накапливая опыт в духе Оскара Уайльда. Именно глупость людей позволяет им совершать ошибки, что, в свою очередь, делает возможным опыт.
Но есть одно действие, которое никоим образом не может стать частью сознательного опыта. Смерть. О смерти человек выносит суждение на основании чужого опыта, ужасаясь одновременно бесперспективности и перспективе обретения собою этого опыта. Человек не умеет умирать, и никогда не научится. В этом основная трагедия человека.

Если приглядеться к смерти в личностной перспективе, то основное чувство, на котором базируется смертельный дискомфорт, это жадность. Человеку обидно терять так скрупулезно накопленный опыт, который он любит настолько, что ласково называет его «я». Именно неумение терять и порождает танатофобию. Научиться потере – вот путь к бессмертию. Ибо смертность – это боязнь смерти.


Тибетцы, обученные сансарой, накопили некоторый опыт в укрощении смерти. Мандала, которую они так скрупулезно складывают в течение нескольких дней из песчинок, и которую так лихо уничтожают за считанные мгновения, возвышает их над страхом потери результатов усилий. Тибетская мандала – это гимнастика по умиранию. Экзерсисы по компактной смерти. Техника по профанации смерти.
Необязательно лезть в горы Тибета, чтобы убить себя мандалой. В повседневной жизни есть множество способов поубивать себя. Вся рутина состоит из микро-накоплений психологического материала. Именно его можно научиться выкидывать. Сначала маленькие порции – за час. Делал что-то в течение часа – в мусорку! Налаживал с кем-то контакт в течение двухчасового совещания – назови его козлом! Ну и так далее. Затем можно начать уничтожать более значительные психологические достижения – предать друга, оплевать жену, оскорбить детей. Вы будете терять пласт за пластом психологических накоплений. Вам будет казаться, что вы тощаете. Но это иллюзия. Это вы облегчаетесь от груза. Вы готовы воспарить над смертностью. Вы сбрасываете балласт страха расколоться на части. Вы побеждаете в себе атом.
Именно в этом ключе следует рассматривать утверждение Камю о счастливом Сизифе. Сизиф был помещен в обстоятельства вечной потери результатов труда. Как следствие, во всем греческом пантеоне именно Сизиф оказался наиболее бессмертным существом.
Категории
Без категории

Комментарии

    Рейтинг@Mail.ru