RSS лента

psy-therapist

О нейтральности позиции психотерапевта

Оценить эту запись
Выдержка из книги Каролин Эльячефф
"Затаённая боль. Дневник психоаналитика. Детский психоанализ".

Если психоаналитик «осуждает», это почти всегда означает, что себя он считает «лучше» родителей ребенка, которым он в данный момент занимается. В этом случае психоаналитик перестает быть «психотерапевтом» и становится опасным для ребенка, поскольку никогда не имеет права подменять собой судью по делам несовершеннолетних и их родителей.

Меня крайне беспокоило, что мое отношение к родителям ребенка может помешать мне услышать и понять, что чувствует ребенок. Работая с такими детьми [жертвами нарушения границ или физического насилия в семье], я - не без мучительных сомнений - пришла к очевидной истине: отсутствие критического отношения к родителям не должно быть самоцелью - оно необходимо мне как психоаналитику, чтобы выслушать и понять ребенка; но как член общества я имею полное право вырабатывать свою оценку чьего-либо поведения - в соответствии с общепринятыми нормами и законом.

Эта истина не представлялась мне столь очевидной, когда своих детей ко мне приводили родители, которые слыли безупречными и никто в обществе не считал их преступниками. В этих случаях или само общество санкционирует их преступность, или мы при закрытых дверях, в своих кабинетах, узнаем о тех извращениях, которым подвергают родители своих детей и вынуждены сохранять тайну. Во время курса лечения невозможно говорить и делать все, что считаешь нужным, особенно если перед тобой маленький ребенок. Можно, конечно, отказаться продолжать курс лечения, чтобы не стать соучастником извращений таких родителей, которые остаются для общества вне подозрений, но нередко это еще труднее, чем говорить с ребенком о преступлении, совершенном его родителем и подлежащем наказанию в нашем обществе. Если преступление уже свершилось, его непоправимость не делает его менее страшным. Я не хочу отмахиваться от тех, кто упрекает психоанализ и особенно детский психоанализ в приверженности к нормативности. Но не нужно, на мой взгляд, путать две совершенно разные позиции: можно объяснить саму норму и почему общество приняло это как норму, а можно навязать норму в качестве идеала.

Андре Грин в своей работе «Ребенок-модель» задается вопросом: какие задачи может ставить перед собой психоаналитик помимо формирования «образцовых детей», даже если он действует в соответствии с желанием самого субъекта? Во время лечебного курса важно не только сформулировать закон или внушить уважение к запрету как таковому, что, однако, не должно сочетаться с воспитательными задачами. Психоаналитик решает проблему восстановления психики.

Когда психоаналитик работает с ребенком, то желательно, чтобы он ставил перед собой задачи, отличные от педагогической и решения проблемы адаптации, и я думаю, что все психоаналитики так и делают, независимо от того, признают они это или нет.

Комментарии

  1. Аватар для Quest
    [quote="psy-therapist"]но как член общества я имею полное право вырабатывать свою оценку чьего-либо поведения - в соответствии с общепринятыми нормами и законом.[/quote]
    Так и я знал, что будет что-то такое, что перечеркнёт весь смысл.. Прямо как Путин лет 12 назад: как Президент я не имею права высказывать своё суждение, но как гражданин я буду голосовать за Единство (или как их тогда).. И ещё что за нормы, что нарушения. Если это дело закона, то есть серьёзно, то это одно и прерогатива других органов, а нормы общества они преходящи и изменчивы..

    [quote="psy-therapist"]Я не хочу отмахиваться от тех, кто упрекает психоанализ и особенно детский психоанализ в приверженности к нормативности[/quote]
    Не так уж это легко, назойливы они как мухи
    [quote="psy-therapist"]образцовых детей[/quote] образцовых для кого? Для себя, для родителей, для общества, для психотерапевта?. Ведь он часто для общества образцовый именно тот, кого можно не замечать. То есть покорный, забитый, сломленный и одновременно механически повторяющий на словах обратное: свободный, успешный, развивающийся, счастливый..

    Я вот не знаю правильного ответа в данной сфере, поэтому не смогу никому навязывать правильное мнение по причине отсутствия такового у себя, даже если захочу, следовательно нейтрален. А вот тут мнение всё-таки есть. :-)
  2. Аватар для Elena
    Пётр Юрьевич,у меня вопрос вроде бы по теме, те люди с которыми я встречалась ...не знаю как и назвать...врачей я не видела, медбрат был психушечный и лекарь разговором,они же другие,у них совсем другой background,у меня совсем не было уверенности ,что меня понимают,не на уровне языка, а просто другое общество. И вот мой вопрос, может я ошибаюсь, может на самом деле специалистам не мешает разница в культурном слое ? Медбрат был чёрный с ужимками человека нетрадиционной ориентации, а я гомофоб, мне стало тошно физически... Может я зря?А бледнолиций лекарь выглядел выстиранным и боящимся сказать что-нибудь,что-то от себя. Может мне надо изменить точку зрения?
  3. Аватар для psy-therapist
    Елена, в принципе - "вы можете с ними об этом поговорить" - потому что - "вы пациент, а он - «доктор»", и соответственно вы вправе задавать вопросы и высказывать (как минимум в приемлемой форме) вопросы - "а может ли он вам помочь, если вы чувствуете какие-то сомнения".

    Эльячефф - француженка, я в принципе много чего знаю про огранизацию психологической/психоаналитической помощи во Франции, там много работают... как бы это сказать политкорректно - "французофранцузские психотерапевты с афроамериканскими «новыми французскими»".
    И когда читаешь описание работы или смотришь видеозаписи, - нет никакой разницы - "какого цвета кожа и каков социальный статус".

    Лично я - всегда стараюсь учитывать "бекграунд" ("подоплёку") ситуации - и пытаться адекватно помочь в рамках моих рабочих возможностей. Многое зависит от кучи деталей - в том числе и места жительства, образовательного уровня (не про "диплом" речь, а про общее развитие и соответственно "контакт" с человеком). Иначе может получаться анекдотическая ситуация, когда по результатам тестов "специалист" порекомендовал женщине, живущей в глухой деревне на 1000 рублей и работающей дояркой на ферме - "пройти курс психоанализа 4-5 раз в неделю на кушетке"...
  4. Аватар для psy-therapist
    Цитата Сообщение от Quest
    И ещё что за нормы, что нарушения. Если это дело закона, то есть серьёзно, то это одно и прерогатива других органов, а нормы общества они преходящи и изменчивы..
    Человек достаточно зрелый может (и должен) вырабатывать для себя свои собственные нормы, соотнося их с "нормами общественной морали".


    Quest, если хотите более подробно - рекомендую ознакомиться с работой Норберта Элиаса «О процессе цивилизации: Социогенетические и психогенетические исследования». Почитайте, там вы найдёте «многие вопросы на ваши ответы».
  5. Аватар для Elenka
    Норберт Элиас тяжел...
    Рейтинг@Mail.ru