RSS лента

psy-therapist

О "запретах" - или как знакомить ребёнка с понятием "нет".

Оценить эту запись
Нужно ли говорить ребёнку "нет" - и когда? На самом деле очень важно принимать в расчёт возраст ребёнка. Д. Винникотт выдяляет три последовательных этапа.

На первом этапе, который соответствует первому году жизни младенца, его мать несёт полную ответственность за своего малыша.

На втором этапе различение между тем, что разрешено и что нет - появляется с началом понимания ребёнком ситуаций, в которых он участвует вместе с матерью. Требуются минимальные объяснения, такие, как слово "горячо" - чтобы "запретить" дотрагиваться до предмета, который может обжечь. Но необходимо постараться так, чтобы было достаточно слова "НЕТ", произносимого категоричным тоном.

На третьем этапе слова и объяснения уже должны становиться основным средством. На практике этапы конечно же перекрываются, и данное "разделение" весьма условно, приведено скорее для "теоретического" понимания этапов знакомства ребёнка с понятием "нет" и/или "нельзя".

На первом этапе мать, а также обычно и отец, выполняют функцию устранения любого непредвиденного события. В каких-то ситуациях эта функция берётся родителями осознанно, но значительно чаше она реализуется ими бессознательно, через "практически непосредственные телесные реакции" ("дёрнуться" к ребёнку и поддержать его, когда он может упасть). И в этом смысле их "поведенческие реакции" выражают воплощённую в действие "установку хорошего родителя". Таким образом ребёнок находится в безопасности и впитывает уверенность в себе своей матери точно так же, как он ест её молоко/грудь, которые она ему даёт. Если родителям приходится говорить "нет" в этот период, то они как правило адресуются к "опасностям внешнего мира" и сохранению "безопасных для малыша рамок и границ внутрисемейной среды".

На втором этапе, когда нужно чётко дать понять, что "нет" означает "нет", Винникотт отмечает, что можно прибегнуть к другому методу, который укрепит предыдущий. Он состоит в том, чтобы говорить "да", потому что "да" лежит в основе "нет", ведь чтобы знать что есть "нет" - надо знать, что есть "да".

Внутренний мир ребёнка развивается во взаимодействии с возрастанием числа и разнообразия его "объектов в его внутреннем мире". И как правило именно мать открывает их для своего малыша, таким образом его развитие даже в большей степени зависит от того, что мать ребёнку разрешает, нежели от того, что она ему запрещает.

Сами по себе трудности матери говорить "нет" могут быть связаны с отношениями, которые мать поддерживает с кем-то "Третьим" (по отношению к диаде/паре мать-дитя). Обычно это бывает отец ребёнка. И таким образом Материнское "нет" является первым проявлением фигуры отца, "фигуры Третьего" в той степени, в которой он проявляет себя как твёрдая опора матери, что позволяет ей говорить ребёнку "нет" и не отступать от этого. Будучи воплощением принципа запрета мужчина, называемый "папой" ("отцом") будет любимым и сохранять свою "власть", если он будет избегать принимать сторону ребёнка против матери. НО!!! Но это возможно только в том случае, когда женщиной "признаётся" эта самая "власть" мужчины, "сила" его "слова".
И если всё это присутствует, то тогда родители с удивлением для самих себя откроют, что - ребёнку нравится, когда ему говорят "нет" - то есть помогают осознать "границу".
Категории
Без категории

Комментарии

    Рейтинг@Mail.ru