Собственно, хочу поговорить об ощущении отсутствия эмоций и ощущении отсутствия мыслей в голове. Насколько я понял, на этом форуме есть люди с похожими проблемами (именно поэтому я решил написать сюда, несмотря на крайне агрессивный стиль общения участников этого форума). Вопрос, в первую очередь, к тем, кому удалось хотя бы частично восстановить способность осознавать свои эмоции или мысли: какие изменения вы замечали в себе по мере этого процесса? О себе могу сказать, что эмоции я не испытывал никогда, а собственные мысли стал воспринимать намного хуже после одного события лет 5-6 назад.
Для начала расскажу про ощущение отсутствия мыслей, потому что это проще объяснить. Я воспринимаю свои мысли только в состояниях, близких к сну или к трансу, например, когда ложусь спать и расслабляюсь, я словно продумываю все мысли, которые накопились за день. Или когда я иду по улице и настолько погружаюсь в себя, что перестаю замечать то, что происходит вокруг меня. Но вот в определённый момент я одёргиваю себя и, возвращаясь к реальности, осознаю, что несколько секунд назад у меня были мысли, а теперь я уже опять ни о чём не думаю, как и в остальную, большую часть (90-95% времени) суток. Когда я говорю с другим человеком, когда я пишу здесь, я делаю это без мыслей в голове. Я понимаю, что для того, чтобы совершить какое-то осмысленное и целенаправленное действие, чтобы написать или сказать что-то, имеющее смысл, сначала об этом нужно подумать. Но, тем не менее, я не воспринимаю мыслей, предшествующих моим действиям. Бывает, я вспоминаю какую-то ситуацию и осознаю то, о чём думал в тот момент. Когда я вспоминаю свои мысли таким образом, у меня уже нет уверенности, была ли эта мысль осознана в тот момент, когда я о ней думал или нет. Возможно я её просто не осознал. Возможно, я её осознал и тут же запрятал куда-то в дальний угол сознания, «забыв» её. Ещё мне сложно думать о чём-то целенаправленно; мне кажется, это тоже связано с отсутствием мыслей. (Долго пытался подобрать слова, чтобы пояснить предыдущую фразу, в итоге, всё стёр).
Итак, я рассказал о том, как я «ни о чём не думаю», теперь — о том, как я «ничего не чувствую». С эмоциями бывает так же, как и с воспоминаниями: я вспоминаю, что в какой-то определённый момент в прошлом я испытывал определённое чувство. С мыслями, в принципе, всё понятно: там можно усомниться лишь в том, действительно ли мысль возникла в тот момент, о котором я вспомнил, или же эта мысль пришла мне в голову только сейчас и мне лишь кажется, что она из прошлого. С эмоциями всё намного более запутано. Мне приходит в голову мысль о том, что я испытывал определённую эмоцию во время определённой ситуации, но проблема в том, что эмоции я на самом деле не испытываю. В таком случае, почему мне приходит в голову мысль о том, что я испытывал её? Действительно ли я её чувствовал и просто не могу осознать, ни тогда, ни сейчас, или же то знание, что я что-то испытывал тогда — просто моя фантазия? Возможно, это всего лишь вывод моего подсознания, которое говорит мне о том, что испытывал бы в той ситуации нормальный человек, а не мои собственные неосознанные чувства? Я доверяю своему подсознанию; иногда оно даёт мне такие интерпретации, смысл которых я понимаю лишь много времени спустя, но я не знаю, что оно хочет сказать мне, когда подсовывает мне мысли о чувствах, которые я в действительности не испытывал. Возможно, я просто неосознанно внушил себе, что я чувствовал что-то или думал о чём-то, и это внушение накладывается на воспоминания, сливается с ними, и я уже не могу понять, как оно было на самом деле. Или наоборот, может, мне легче поверить в то, что я внушил себе чувства, чем в то, что я испытывал их на самом деле? Конечно, я думал и о том, что чувства настоящие и, возможно, через осознавание чувств я когда-нибудь перейду к тому, чтобы их испытывать. Так сказать, от обратного. Но это не очень убедительно. Иногда я осознаю, что испытываю какую-то эмоцию непосредственно внутри ситуации (это бывает намного реже вспоминания эмоций), но, опять же, это ложное осознание, ведь на самом деле я ничего не испытываю. Иногда, очень редко, бывает так, что я как будто бы чувствую физический дискомфорт в груди (я почему-то связываю это с эмоциями). Но это, конечно, всё фантазии и внушение.
Ещё бывает так, что я проявляю эмоции, но не испытываю их. Например, я могу плакать, когда слушаю музыку или смотрю фильм, но при этом я не буду ничего чувствовать. Или я могу говорить с какой-то определённой интонацией, как мне видится, передающей определённое эмоциональное состояние, но я не буду чувствовать то состояние, которое я передаю. (Я часто полуосознанно вкладываю интонации в своё повествование и жестикулирую руками. Интонации и движения хорошо заметны для меня, поскольку я слежу за собой очень пристально).
Также я не могу воспринимать и эмоции других людей, т.е., в узком смысле, у меня отсутствует способность к эмпатии, а в широком — я исключаю из любых действий (собственных и других людей) эмоциональную окраску (эмоциональный смысл). Я, конечно, могу пофантазировать о том, что чувствует другой человек в той или иной ситуации, даже о том, что мог бы чувствовать я сам в той или иной ситуации, но — это всё совершено отдельно от реальности. Впрочем, я вообще не воспринимаю других людей как живых, они для меня — просто объекты. Как компьютер, с которым нужно произвести определённые действия, чтобы получить определённую обратную связь. Животные и персонажи книг, пожалуй, куда более живые, хотя и они не вызывают у меня никаких эмоций. Хотя здесь стоит упомянуть, что я остро реагирую на безразличие и осуждение со стороны других людей. Но, поскольку это осуждение и безразличие мнимые (либо сильно преувеличенные), вряд ли это можно назвать восприятием эмоций других людей. Потому что в этом процессе то, что приходит извне, занимает незначительную часть, и значительно больше зависит от того, что я неосознанно создаю с помощью фантазии. (Конечно, определённые предпосылки в поведении другого другого человека тоже требуются, но если они отсутствуют, я неосознанно всегда буду стремиться создать такую ситуацию, в которой реакция собеседника будет восприниматься мною как разновидность одного из этих двух отношений - игнорирования или осуждения / агрессии. Не важно, воспринимает ли собеседник их так же, главное — уверить в их реальности себя).
Напомню: вопрос был про ощущения, которые возникают при восстановлении способности чувствовать свои эмоции и мысли. Понимаю, что здесь всё очень индивидуально, но, возможно, это поможет мне отличить правду от вымысла.